Чему улыбается «Веселый Роджер»?
О том, почему пиратский флаг - черный, и с какой стати на нем череп
Чему улыбается «Веселый Роджер»? Пират Стид Боннет и его флаг. Гравюра XVIII векаКорабли Черного Барта Роджерса. Гравюра XVIII в.Черный «Роджер» из Аландского морского музея в МариехамнеКоманда субмарины Utmost с «Веселым Роджером», февраль 1942 года. Флаг указывает на потопление 9 судов, участие в 8 разведывательных операциях и одной спасательной«Веселый Роджер» подлодки Triumph, участвовавшей в агрессии против Ливии в 2011 году, украшенный шестью томагавками по числу запущенных ею крылатых ракет

Текст Сергея Борисова

Сейчас подзабылась, а было время, когда песня Юлия Кима с недвусмысленным названием «Пиратская» могла поспорить популярностью с оптимистическим утверждением, что «экипаж – одна семья».

В той разудалой песне Кима есть строки: «А над нами – черный флаг, а на флаге – белый знак: человеческий костяк – и кости!» Отсюда вопросы для пытливого ума: почему флаг – черный, и с какой, собственно, стати, на нем скелет да кости? А если вспомнить другую песенку – про «флибустьерское дальнее море» и то, как «вьется по ветру «Веселый Роджер», на этот раз на стихи стихи Павла Когана, то количество вопросов только пополнится: почему – Роджер, и с чего бы ему веселиться?

Отвечаем…

Заблуждаются те, кто полагает, что ныне всем известный пиратский флаг (описание – см. выше) использовался еще чуть ли не в Древней Греции, а также финикийцами, ну, а в Средние века уж точно. Это не так, не было такого. Но ошибаются и те, кто уверен, что «Веселый Роджер» был придуман в XIX веке Робертом Луисом Стивенсоном и «отшлифован» в романах Рафаэля Сабатини. Ничего подобного! На самом деле такой флаг впервые поднял в водах между Гаити и Кубой француз Эммануэль Уинн – он был полностью черным, с черепом и перекрестьем берцовых костей. А до того морские разбойники – флибустьеры, буканиры, каперы, корсары, короче, пираты, не будем вдаваться в нюансы различий, – предпочитали алые, зеленые и желтые знамена. В то время эти цвета считались «агрессивными». Разумеется, самым популярным был алый флаг, означавший, что сейчас прольются реки крови. Англичанин Уильям Снэлгрейв, побывавший в плену у пиратов, вспоминал, что «поднятие такого флага должно было заставлять купеческие суда сдаваться на милость разбойников под страхом неминуемой смерти в случае сопротивления». Для дополнительного эффекта на эти флаги иногда, опять же для устрашения, наносились дополнительные символы, изображение тесаков, алебард, топоров и… черепов.

Существенная деталь: так как набирающие силу военно-морские державы – Франция, Англия и Нидерланды, никак не могли примириться с гегемонией Испании, до того подмявшей Португалию, то они выдавали своим подданным официальные лицензии на захват торговых судов неприятельских держав. Поэтому на судах «бандитов в законе» часто поднималось несколько флагов – собственно пиратский и государства, которое выдало так называемую «каперскую грамоту». Однако самые принципиальные разбойники к подобному лукавству не прибегали и грабили всех подряд. А после того, как был заключен Утрехтский мирный договор (1713–1714), который подвел итоги войны за испанское наследство (не в пользу испанцев), и все европейские державы объединились в борьбе с пиратством, пираты также дружно перестали заниматься двурушничеством, и национальные флаги отправили на тряпки. Теперь над ними реял только «Веселый Роджер».

Вообще-то, «Веселый Роджер» был не единственным вариантом названия, использовались и такие: «Черный флаг», «Черный пиратский флаг», «Мертвая голова», «Капитан Смерть», «Старый Роджер» и «Роджер». Считается, что «Веселым Роджером» окрестили свой флаг пираты Бартоломью Робертса. Причем флагов у Робертса было два. на одном он пил на брудершафт со смертью, то есть со скелетом, а на другом попирал два черепа, под которыми было написано «ABH» и «AMH», таким образом предупреждая? какая участь ожидает губернаторов Барбадоса (А Barbadians Head) и Мартиники (А Martinikans Head), которые объявили на него охоту. Как бы то ни было, и тот, и другой флаг имели одно название – «Веселый Роджер».

Впервые Jolly Roger появился в Оксфордском толковом словаре английского языка в 1724 году после выхода книги капитана Чарльза Джонсона «Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учиненных самыми знаменитыми пиратами». Существует несколько версий происхождения этого словосочетания. Самая маловероятная: название могло прийти из Ост-Индии, так как предводитель местных пиратов носил титул Али Раджа (Ali Raja), а прибывшие в Индию англичане переиначить его имя на свой лад. Другое объяснение: французские флибустьеры XVII века называли свой «фирменный» флаг Joli Rouge, то есть «красивый красный». Их британские коллеги, поднявшие черный флаг, опять же все переиначили: Joli превратилось в Jolly, а Rouge – в Roger. Но убедительнее всего связывать это название с английским словом roger (мошенник-бродяга). Хотя некоторые историки предпочитают вести его от Old Roger – одного из прозвищ князя тьмы и его «наместника» в море Дэви Джонса. Олицетворением последнего была «мертвая голова» – череп, в чьем оскале при большом желании можно разглядеть улыбку.

Что и говорить, многие пираты имели склонность к кладбищенскому юмору. Будучи в массе своей христианами, они прекрасно знали, что череп – это аллегория смерти и эсхатологического ожидания Страшного суда. Но, противопоставив себя миру, они отказались от смиренного ожидания конца. Поэтому и цвет «Веселого Роджера» черный – в геральдике он признается самым низким, так как наиболее близок к тьме, а в библейских текстах он является символом зла. Поэтому и череп с костями на пиратском флаге – это не только угроза другим, но и собственное презрение к смерти. Дополнением к черепам могли служить песочные часы, напоминавшие о скоротечности жизни, окровавленное оружие, указывающее на готовность к резне, и чаши… наверняка полные рома. А на флаге, пожалуй, самого жестокого и потому легендарного пирата Эдварда Тича по прозвищу Черная Борода был изображен скелет, держащий в руке копье, занесенное над кроваво красным сердцем. Тем не менее, фантазия пиратов имела свои границы, вариаций «Веселого Роджера» было не так уж много, и потому сейчас «классикой» считаются флаги Эдварда Инглэнда с костями и его модификация – флаг Джека Рэкхема, заменившего кости двумя клинками. Заметим, однако, что о том, как выглядели пиратские флаги мы знаем лишь по их описаниям. В распоряжении историков нет ни одного достоверного пиратского штандарта, известного как «Веселый Роджер». Хранящиеся в музейных коллекциях полотнища относятся к более позднему времени. Одно из них – красный флаг с черепом, был захвачен в бою с берберийскими пиратами в 1780 году. Другой, из музея в Мариехамне (Финляндия), выглядит как настоящий «Веселый Роджер», но его доставили из Северной Африки на Аландские острова в начале XIX века. Объяснение такому «дефициту» простое: пираты, сдаваясь правосудию, сжигали или выбрасывали свои флаги за борт, чтобы они не попали в руки победителей.

Всегда ли «Веселый Роджер» развивался над пиратским кораблем? Нет. Обычно его поднимали лишь во время нападения. Чтобы не спугнуть добычу, пираты могли до времени не поднимать зловещее знамя, что приводило к курьезам, если в море встречались два пиратских судна. В свою очередь, представители власти тоже использовали пиратский флаг: под полотнищем с черепом и костями нередко ходила береговая охрана, атакующая суда контрабандистов.

И наконец, «Веселый Роджер» часто присутствовал в момент свершения правосудия. Публичная казнь пиратов рассматривалась не только как справедливое возмездие, но и как предупреждение. Вывешенный над эшафотом черный флаг исполнял функцию назидания: так будет с каждым, кто покусится…

Честь под угрозой
С появлением подводных лодок британский адмирал сэр Артур Уилсон, лорд Адмиралтейства, заявил, что субмарины это «не по-английски и нечестно» и что он убедит Адмиралтейство считать команды вражеских субмарин, захваченных в военное время, пиратами и вешать их как пиратов.
В сентябре 1914 года, во время Первой мировой войны, британская подлодка E9 торпедировала германский крейсер SMS «Hela». Помня слова адмирала, командир субмарины Макс Хортон, возвращаясь в порт, поднял пиратский флаг «Веселый Роджер». Другие командиры-подводники превратили этот поступок в традицию. Так поступила, в частности, субмарина H5 после возвращения из патрулирования, во время которого 14 июля 1916 года ей удалось торпедировать германскую подлодку U-boat U51.

Опубликовано в журнале YACHT Russia №9-10 (142), 2022 г.

Популярное
Мотылек с острова Дьявола
Он был преступником. Арестантом. Заключенным. И бежал снова и снова. Его ловили, а он опять бежал. Потому что... Жить, жить, жить! Каждый раз, находясь на грани отчаяния, Анри Шарьер повторял: «Пока есть жизнь, есть надежда».
Очень опасный кораблик
Что такое физалия, и почему ее надо бояться
Снежные паруса. Секреты зимнего виндсерфинга

Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...

Борода - краса и гордость моряка

Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.

Мурены: потенциально опасны
Предрассудки, связанные с ложными представлениями о муренах, стали причиной повсеместного истребления их в Средиземноморье. Но так ли уж они опасны?
Навигация на пальцах
Звездные ночи в море не только невероятно красивы – яхтсмены могут (и должны) использовать ночное небо для навигации. Чтобы точно знать свое положение, порой можно обойтись без компаса или секстанта
Мотосейлер. Нестареющая концепция

Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?

Мыс Горн. 400 лет испытаний

«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк

Блуждающие огни

Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.

Питер Блейк. Легенда на все времена

Питер Блейк… Он вошел в историю не только как талантливый яхтсмен, но и как признанный лидер, ставший «лицом» целой страны Новой Зеландии, показавший, что значит истинная забота и настоящая ответственность: на самом пике спортивной он оставил гонки и поднял парус во имя защиты Мирового океана – того океана, который он так сильно любил