Текст Менсо Хейля
Взгляд вверх, в ночные небеса – это неотъемлемая часть любого крейсерского плавания. В «Балладе о старом моряке», которую английский поэт Сэмюэл Кольридж написал более 220 лет назад, можно прочесть такие строки: «И снова Луна ушла в сторону с несколькими звездами». Считаем ли мы сегодня, что с помощью спутников и компьютерных алгоритмов мы стали независимыми от природы? Помним ли, что и на ходу, и на стоянке над нами простирается не просто бесконечность, но бесконечная возможность для точной ориентации в пространстве?
Познание этой возможности дается, в общем-то, бесплатно. Вот только над сверкающим экраном картплоттера в кокпите слишком легко забывается возможность взглянуть вверх.
Балладе Кольриджа очень много лет. И люди смотрели в звездное небо с незапамятных времен. Но сегодня иметь с ним дело проще: чтобы узнать характерные звезды нашего Северного полушария, достаточно и взгляда, только помимо глаз вам еще понадобятся рука, ладонь и пальцы. Для меня это стало очевидно, когда мне посчастливилось найти «кусок золота» в букинистическом магазине баварского городка Миттенвальд на полке, на которую продавец Эдит Шайтнер выкладывала книги по парусному спорту. «Книга звезд» с подзаголовком «Друзьям звезд – яхтсменам и морякам» впервые вышла в далеком 1948 году. Это была одна из первых послевоенных новинок от издательства Klasing Verlag, адресованная людям, желающим ориентироваться по небу.
Найти конкретную звезду без цифровых помощников – это одно, а вот определить собственный курс и положение с помощью звезд – игра совсем другого уровня. «Папа всех немецких крейсеристов» Бобби Шенк в девяностые годы минувшего века доказал, что это возможно: без компаса, навигационных карт, радиосвязи, навигационной системы Loran, GPS, даже без часов и радио на борту он пересек Атлантический океан на 16-метровой парусной яхте. Признанному специалисту в области мореплавания удалось провести смелый эксперимент над собой. Позже он написал книгу о своем опыте и открытиях (Transatlantik in die Sonne. Ozean ohne Kompass & Co). Пройдя 3000 морских миль, его «Сарита» точно вышла к пункту назначения – карибскому острову Барбадос.
Это было не просто плавание из серии «идем куда-нибудь на запад и в конце концов наткнемся на Америку», это был необыкновенно точный заход на посадку! По итогам плавания Шенк писал: «Вы можете без труда найти нужные звезды, но вам это будет сложно использовать». Поэтому давайте разберемся с тем, как обращаться со звездным небом и картами без современных приборов и технологий.
Начинать нужно, разумеется, с работы над картой, с углами и пеленгами: тут пальцы одной руки могут имитировать транспортир, который можно перемещать по карте как штурманский угольник. Как именно использовать свои пальцы? Довольно просто.
Между мизинцем и большим пальцем угол (при растопыренной ладони) составляет примерно 90 градусов. Между мизинцем и указательным пальцем – 45 градусов. Средний палец находится под углом 30 градусов к мизинцу и 15 градусов – к безымянному пальцу. В зависимости от анатомии вашей руки эти значения могут незначительно отличаться. Так что лучше проверить ваш «транспортир» заранее.
Вам кажется, это слишком примитивно, чтобы быть полезным на практике? Вовсе нет. Для опытных штурманов упомянутых значений «транспортира» достаточно, чтобы навскидку сказать, например, куда именно направится яхта на следующем галсе во время лавировки. Или когда примерно стоит делать поворот, чтобы лечь на нужный курс. Это вопросы, на которые быстрота ответа порой много важнее высокой их точности.
Еще одна трудность, особенно заметная на воде, это определение правильной дистанции, например, до берега. И в этом случае тоже можно обойтись без приборов. Воспользуемся вспомогательными средствами. Закроем один глаз и направим вытянутую руку с оттопыренным вверх большим пальцем точно на тот объект на берегу, расстояние до которого нужно определить. Если потом закрыть другой глаз, то большой палец окажется направленным на какой-то другой береговой объект (это явление называется параллакс). Теперь вам нужно узнать фактическое расстояние между первым и вторым объектами, эту величину умножить на 10, результат будет соответствовать расстоянию до берега.
Любой, кто попробует это метод, будет удивлен, насколько хорошо он работает. Данная методика основана на банальной школьной тригонометрии и том факте, что расстояние между зрачками у взрослых составляет около 6 см, а большой палец находится на удалении около 70 см от глаз.
Можно немного расширить эту методику. Скажем, если речь идет о подобной «пеленгации пальцем» одиночного, но протяженного объекта, то при оценке дистанции до него можно исходить из следующих реалий: например, длина «обычного» автомобиля составляет около 4,40 м. Это может оказаться полезным при движении близко к берегу при отсутствии точных координат или эхолота. Если же таким образом «пеленговать» объект на воде, то стоит помнить, что длина типичной яхты в европейских прибрежных водах сегодня составляет от 30 до 56 футов, другими словами, от 10 до 17 м в длину. То есть если величина параллакса составляет примерно длину яхты, то расстояние до нее будет от 100 до 170 м.
Даже локализацию центров высокого и низкого давления можно определить с помощью руки и большого пальца. Это совсем несложно: становитесь спиной к ветру и горизонтально вытягиваете правую руку ладонью вниз, не прижимая большой палец к ладони. Теперь поворачиваетесь до тех пор, пока большой палец не будет ориентирован точно по направлению ветра. И рука с большой точностью будет параллельна изобарам: под прямым углом к ней слева находится центр депрессии, а справа – центр области высокого давления.
Толщина пальца и размеры кулака могут быть использованы и для измерения углов и высот для небесных светил. Компас здесь понадобится только один раз – и то лишь тем, кому он нужен, чтобы найти Большую Медведицу, самое известное и самое важное созвездие на воде для моряков в наших широтах.
Начнем же урок, для чего желательно иметь ясное небо и хороший круговой обзор. Представим, что мы идем на юг. Теперь посмотрим на корму! Примерно на высоте в два кулака над горизонтом (это справедливо для Северного и Балтийского морей) мы увидим Большую Медведицу. Она состоит из «ковша» и «ручки». Мысленно проведем линию в небе, как бы вытягивая заднюю стенку «ковша» вверх по прямой на расстояние пяти ее длин. Мы попадем в бедную звездами область, где встретим не очень яркую звезду, которая тем не менее явно бросается в глаза среди звездной пустоты, окружающей ее. Это Полярная звезда. Если мы теперь опустим прямую линию от этой звезды вниз к горизонту, то получим направление на север.
Мы знаем: направление, противоположное северу, это направление на юг. Если мы встанем так, что смотрим на север, справа будет восток, слева – запад. Чтобы иметь возможность указать промежуточные направления, мы делим круг горизонта на 360 равных частей, градусов.
Однако указание пеленга само по себе не определяет положение звезды на небе. Мы также должны знать, насколько высоко звезда находится над горизонтом.
Дуга в небе от зенита до горизонта делится на 90 градусов, и высоту звезды над горизонтом можно измерить секстаном. Как можно приблизительно определить ее высоту без прибора? Опять же вручную: слегка согнем правую руку так, чтобы кулак находился на расстоянии примерно полуметра от глаза. На этом удалении сжатый кулак покрывает сектор шириной около 10 градусов или же девятую часть дуги от зенита до горизонта. Средний же палец составляет примерно пятую часть кулака, то есть два градуса, а растопыренная ладонь от кончика большого пальца до кончика мизинца покроет на таком удалении от глаза сектор около 20 градусов. Мы можем использовать этот грубый метод измерения углов, чтобы определять в небе расстояния между звездами и их высоту над горизонтом. В нашем случае – установить, что Полярная звезда находится на высоте добрых пяти кулаков над горизонтом (то есть около 50 градусов).
Нужно, однако, принимать в счет реалии. Сегодня мы в основном ходим по Средиземному морю, и поэтому старые добрые «пять кулаков» (угол чуть больше 50 градусов) не подходят для уточнения положения Полярной звезды. В Средиземном море она находится заметно ниже: всего 40 градусов над горизонтом. Это и есть один из элементов, составляющих навигацию по звездам: широта места (в Северном полушарии) приблизительно равна высоте Полярной звезды над горизонтом.
Сложность позиционирования звезд состоит в том, что для наблюдателя с Земли почти все они движутся. Сама Большая Медведица тоже имеет разные положения в зависимости от времени года, поскольку вращается вокруг Полярной звезды. Если мы взглянем на небо примерно в десять часов вечера в каждое из четырех времен года, чтобы найти Большую Медведицу, то обнаружим, что весной она стоит высоко в зените, летом находится на северо-западе, осенью внизу у горизонта, зимой на северо-востоке на средней высоте. Если мы нарисуем четыре позиции Медведицы за все четыре сезона, то увидим, что она вращается против часовой стрелки вокруг Полярной звезды.
Если перевести взгляд от крайней звезды ручки ковша Большой Медведицы на Полярную звезду и далее в том же направление и на то же расстояние, мы встретим еще одно важное созвездие. По форме оно напоминает латинскую букву W. Это созвездие Кассиопеи, которое находится в зените, когда Медведица склоняется к горизонту, и наоборот. Это созвездие находится в той мерцающей полосе звезд и ярких пятен, которую мы называем Млечным Путем.
Над нами сияет еще много звезд. Любой, кто начинает искать звезды поздней осенью или зимой, выбирает Орион как стартовое созвездие для поиска на звездном небе. Это, как считают многие, самое красивое из созвездий. Кто видел его хоть однажды, тот всегда найдет его снова. Орион – это был могучий охотник в представлении древних. Три звезды его пояса в этом зимнем созвездии наших широт просто поразительны, хотя не хуже и другие: ниже находится очень яркая звезда – это Бетельгейзе на «левом плече», и Ригель, звезда, представляющая «правую ногу» охотника.
Кстати, Бетельгейзе, излучающая красноватый свет, с годами теряет все больше и больше яркости, что подтверждает масса газетных заголовков во всем мире. Сегодня ученым известно, что звезда обязательно взорвется как сверхновая – вопрос лишь в том, когда это произойдет. Впрочем, в феврале этого года фотометрические измерения показали, что Бетельгейзе стала ярче по сравнению с минимумом декабря 2018 года, а это, по словам ученых, точно соответствует световому циклу звезды: от 420 до 430 дней.
Вернемся к Ориону. Если продлить влево линию, соединяющую «ноги» охотника, то мы увидим Сириус – яркую звезду голубовато-белого сияния. Он находится в созвездии Большого Пса и является самой яркой из звезд, которые мы наблюдали до сих пор.
На равном с Орионом расстоянии от пояса охотника, но в противоположном направлении находится желтоватый Альдебаран, или Старый Барон, как порой называли его в прошлом моряки. Он является «глазом» в созвездии Тельца.
В другие сезоны над нами также видны различные яркие созвездия (см. рисунок).
И напоследок: в конце концов, не так уж важно, используете вы на практике знания о них в ходе плавания или просто очарованы древними мифами, связанными с этими светилами. Ведь это еще просто красиво!
С помощью рук и пальцев можно определять НАПРАВЛЕНИЕ, РАССТОЯНИЕ и даже УГЛЫ
Наладонный «транспортир». Свободно расставленные пальцы образуют грубую угломерную сетку. На морской карте растопыренная ладонь позволяет работать примерно так же, как со штурманским угольником. Например, с помощью пальцев можно быстро определить курс или пеленг.
Большой палец. Закройте один глаз и направьте руку на нужный объект, оттопырив большой палец. Затем зажмите другой глаз, чтобы объект сместился относительно пальца. Умножив реальную величину смещения (на местности) на 10, можно получить достаточно точное расстояние до данного объекта.
Ладонь. Растопыренная ладонь вытянутой руки покрывает сектор примерно в 20 градусов. Это в четыре с половиной раза меньше угла от горизонта до зенита.
Кулак Кулак, сжатый на слегка согнутой руке, покрывает только половину такого сектора: около 10 градусов. Это соответствует девятой части дуги от горизонта до зенита.
Палец. Указательный палец на слегка согнутой руке перекрывает примерно 2 градуса в секторе наблюдения – впятеро меньше, чем кулак.
Если провести в Северном полушарии отвесную линию от Полярной звезды к горизонту, то можно узнать, где север. Найти Полярную в ночном небе несложно, если от Большой Медведицы отложить пять длин «стенки» ее «ковша».
Полярную звезду и Большую Медведицу можно увидеть на небе в наших широтах в любой час ночи. Однако Большая Медведица не всегда находится в одном и том же месте. В течение года она движется против часовой стрелки вокруг Полярной звезды: весной в 22:00 она высоко в зените, летом – на северо-западе, осенью – низко у горизонта, зимой – на северо-востоке на половине высоты небосклона.
В день весеннего равноденствия солнце пересекает небесный экватор. Здесь нет заметной звезды. Лучше всего провести линию от северной звезды до последней звезды Кассиопеи и дальше вниз до самого горизонта.
Помимо Большой Медведицы есть и другие созвездия, которые вращаются вокруг Полярной звезды и которые всегда можно увидеть в наших широтах. Например, Малая Медведица. Конец ее «ручки» — это Полярная звезда. Между двумя Медведицами находится часть созвездия Дракона. Напротив Большой Медведицы находится W-образная Кассиопея, а справа от нее Персей и Цефей.
В наших широтах в течение года можно наблюдать различные виды звездного неба. Но в любом случае на небосклоне всегда находятся заметные звезды (одна или несколько), которые можно идентифицировать
Весна
В то время как Орион уходит все дальше на запад, с началом весны Лев становится доминирующим созвездием на юге ночного неба. Главная его звезда – Регулус образует его «переднюю лапу». От Большой Медведицы легко добраться до Арктура в созвездии Волопаса, мысленно дважды продлив изогнутую часть «ручки». Рядом с Волопасом можно увидеть сияющий полукруг Северной Короны. Если мысленно продлевать изгиб «ручки» Большой Медведицы дальше, то она упрется в Спику в созвездии Девы.
Зима
Бетельгейзе, левое «плечо» Ориона плюс яркий Сириус в созвездии Большого Пса и, наконец, Процион в Маленьком Псе образуют равносторонний «Зимний треугольник». Дополненный другими светилами, он становится «Зимним шестиугольником». Его образовывает не менее яркий Альдебаран в Тельце, Поллукс и Кастор в Близнецах и Капелла в Возничем.
Лето
Если летом пройтись взглядом по Млечному Пути от Кассиопеи, то в созвездии Лебедя можно будет узнать звезду Денеб. Это созвездие также называют Северным Крестом, поэтому его относительно легко обнаружить.
Осень
Осенью в дуге возле Кассиопеи видна так называемая «Пятерка»: серия с почти одинаково яркими пятью звездами. Первая – это Альгениб в Персее (хотя чаще эту звезду именуют Мирфак, оставляя название Альгениб за Альфой Пегаса). Созвездие это прежде всего известно тем, что каждый год у его стороны собираются роящиеся звезды. Аламак и Мирах уже принадлежат созвездию Андромеды, а Сирра и Шеат – Пегасу.
Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia № 11-12 (131), 2020 г.
Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...
Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.
В гости к Табарли - один день из жизни Брижит Бардо и Алена Делона
Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?
«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк
Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.
Питер Блейк… Он вошел в историю не только как талантливый яхтсмен, но и как признанный лидер, ставший «лицом» целой страны Новой Зеландии, показавший, что значит истинная забота и настоящая ответственность: на самом пике спортивной он оставил гонки и поднял парус во имя защиты Мирового океана – того океана, который он так сильно любил