Страна Карантиномарания
"И каждый "карантинный" день в 20:00 вся обитатели марины высыпают на палубы своих лодок и гудят в горны. Сигналят сухогрузы и суперъяхты. Это в честь врачей, которые сейчас находятся на передовой в борьбе с коронавирусом. А потом все аплодируют…"
Куда идти в карантин? Королевскими военно-морскими силами Марокко спешат на помощьТоска в Гибралтаре

Азамат Гильманов, капитан катамарана «Линда»

Наш катамаран «Линда» мы в шутку называем «Карантиномаран», а так как ни одна страна не хочет нас принимать, мы объявили себя страной Карантиномаранией.

В нашем экипаже семь человек. Я… и Екатерина Елисеева, Марина Жегуло, Вадим Кюн, Эльвира Кюн, Мила Поченикина, Лариса Бавыкина. При этом четверо из нас – Эльвира, Марина, Мила и я – лицензированные шкиперы. А Лариса – профессиональный врач. При этом все члены команды бесконечно влюблены в море, провели на лодках не одну неделю, включая северные моря и океан. Короче, настоящая dream team, хоть сейчас в кругосветку.

Наш катамаран был построен в 2017 году, это Bali 4.3 длиной 12,75 метра в 4-каютном исполнении. Топлива и воды на борту изначально было по 800 литров, а после встречи с Королевскими военно-морскими силами Марокко стало более тонны, но об этом чуть позже.

Путешествие мы запланировали еще осенью. Ждали его с нетерпением. Идти должны были на Bali 4.5, но с ним не все было ладно, ремонт мог затянуться на несколько дней, а то и неделю, поэтому чартерная предложила нам замену. Посовещавшись, мы согласились. Приняли лодку, запланировав выход на 15 марта.

Марину Pasito Blanca на Гран-Канарии мы покинули еще до объявления каких-либо запретов. Неспешно перебрались на соседнюю Фуэртевентуру в марину More Jable.

Заранее не связывались, запросили разрешение уже на подходе. Нас поставили в западной части порта, в которой был организован гостевой (карантинный) понтон. Через 5–7 минут после швартовки к нам приехала полиция и сотрудники марины. Рассказали о правилах карантина на острове и рекомендовали не покидать лодку всем экипажем. Договорились, что пришлем на e-mail фотографии паспортов членов экипажа и документы на лодку, после чего они выставят нам счет в электронном виде. После этого мы рассказали о своем намерении покинуть More Jable на рассвете и очень мило распрощались. 

Снарядили экспедицию в магазин. Сумки на колесах, маски, перчатки, антисептики в карманы, как пистолеты у ковбоев Дикого Запада. И 20-минутный инструктаж: к людям ближе чем на три метра не подходить, ни с кем не общаться, расплачиваться картой, перчатки не снимать.

В городе между тем все шло своим чередом. Были открыты магазины, кафешки, аптеки… Глядя на полки, не было ощущения какого-то дефицита. Мы купили все необходимое.

Заправившись под завязку, утром мы вышли в океан. Пройдя вдоль Фуэртевентуры и Лансароте, взяли курс на Африку. В наших планах было зайти в марокканский Агадир, но погодные условия и направление ветра были удобными для перехода к Касабланке. Мы подумали, что это и к лучшему, наверняка в столице уже есть какие-то решения для транзитных судов, их заправки топливом и водой. 

На закате первого дня у нас отказал автопилот. Все ночные вахты пришлось нести «на руках» при ветре силой 33–34 узла и ощутимой волне. Как рассвело, стали разбираться, и, по счастью, поломка оказалась несерьезной. Все починили и отправились дальше.

В океане мы провели восемь суток, и это было потрясающее время: нам удалось встретить дельфинов, черепах, любоваться огненными закатами и увидеть невероятную радугу, красивее которой я еще не встречал. Но главное – мы были счастливы, общаясь друг с другом. Всем известно, какую важную роль играет команда, так вот с гордостью могу сказать, что команда у нас исключительная! У нас был график ночных вахт, но не было дежурств по камбузу, потому что все с удовольствием готовят и даже спорят, каким блюдом и кто будет удивлять команду сегодня. Все готовы в любой момент помочь друг другу, легко и с удовольствием делают любую работу на лодке и просто поддерживают настроение и задор друг друга, что особенно ценно в непростое время, выпавшее на наш переход.

На рассвете девятого дня мы были в двух милях от Касабланки, когда с нами сблизились три военных судна, заблокировав проход.

На 16-м канале мы услышали: «Sailing Catamaran Bali, This is Royal Morocco Navy Warship».

Нам приказали лечь в дрейф. С нами наперебой пытались связаться военные, марина Касабланки и VHF Касабланка, причем последние попросили перейти на 14-й канал. Я ответил им отказом, объяснив, что сейчас общаюсь с до зубов вооруженным кораблем и, глядя на его пушки, направленные на мою лодку, доверяю интуиции, которая подсказывает, что канал менять мне не стоит.

Я объяснил цель визита в порт: заправка водой и топливом. Больше нам ничего не нужно, отчалить готовы сразу после пополнения баков.

У нас затребовали паспортные данные всех членов экипажа и данные на лодку. Затем приказали отойти от берега на четыре мили и ожидать судно сопровождения. Экипаж выдохнул, мы были уверены, что сейчас нас сопроводят в порт.

Не тут-то было…

Спустя 30 минут к нам подошел корвет Королевского военно-морского флота Марокко. 300-футовое судно с двумя пулеметами, пушкой, двумя ракетными и четырьмя торпедными установками.

У нас поинтересовались состоянием экипажа, запасами топлива и провизии (его на борту было достаточно, чтобы прокормить в осаде небольшой город в течение месяца). После этого нам продиктовали курс и приказали идти со скоростью 5 узлов. Еще нам рекомендовали не подходить к берегу ближе чем на 10 миль, но и не отходить дальше. 

«Sailing Catamaran «Linda» this is Royal Morocco Warship 501. Be closer to us, we are here to take care of you».

Двое суток корвет сопровождал нас… до Гибралтара.

Днем он выходил с нами на связь каждый час. Нас спрашивали о бодрости духа, общее состояние… В общем, о нас заботились, оберегая при этом от идущих рядом судов. Особенно рыбаков, которые о существовании МППСС-72, по всей видимости, даже не догадываются.

Корвет маневрировал, то отставая на 2–3 мили, то, пролетая в считанных метрах от катамарана, уходил вперед. Создавалось ощущение, что капитан решил заодно потренировать свою команду, а мы были просто мышкой во власти опытного кота.

Ночью частота выхода на связь доходила до 30-минутного интервала. Уточняли позицию, скорость, курс. Думаю, это был просто повод для контакта, так как на своих радарах он видел наше местонахождение до сантиметров. Проверяли, что мы не спим и ответственно несем вахты.

Общались они очень мило: «Good morning, sir», «Thank you for cooperation», «Good evening lady», за что им отдельный респект.

День следующий был самым остросюжетным во всем нашем путешествии.

Корвет вышел на связь с приказом увеличить скорость до максимально возможной. Я пояснил, что иду в режиме экономии топлива на одном движке и увеличить скорость не могу. Тут же последовал вопросы о емкости наших топливных баков и сколько топлива нам нужно нужно для прохода Гибралтарского пролива.

Дальше все было в лучших традициях голливудского кинематографа.

«Катамаран «Линда». Мы подготовили для вас 550 литров дизеля, подходите на вашем динги к нашему правому борту для погрузки». 

И мы с Вадимом отправились за горючим. Признаться, было немного неуютно подходить на маленькой резиновой лодке к 300-футовой махине, качающейся на волнах. А когда корвет решил дать задний ход, чтобы стабилизировать свое положение, нас с Вадимом и вовсе унесло «потоком горной речки» далеко в сторону.

Нам потребовалось три захода для переброски подготовленного для нас топлива. Но мы это сделали, и они это сделали. Да здравствуют Королевские военно-морские силы Марокко!

У Гибралтара мы оказались при удачной погоде. Из Атлантики мы прошли в Средиземное море, а зону разделения движения пересекли напротив испанской Тарифы. 

Без каких-либо проблем нам удалось пришвартоваться на испанской стороне в марине Puerto Deportivo Alcaidesa. 

Марина живет как маленькая дружная деревня.

В первый день мы встретили ребят из Хорватии, которые перегоняли два абсолютно новых катамарана Lagoon 42. На следующий день они покинули марину, в чем им никто не препятствовал.

Сейчас в марине порядка 20–25 лодок – «заложников ситуации» из Испании, Италии, Австралии, Бельгии, Финляндии, Франции, Греции, Норвегии. Все «жители» очень милы, улыбчивы и отзывчивы, каждый готов помочь всем чем может. Одни принесли швейную машинку для починки разошедшихся швов на бимини, другие гитару для теплых вечеров на закате. Порой создается впечатление, что мы знаем этих людей всю жизнь… 

А в городе… В городе все напоминает апокалипсис: пустые улица, закрытые торговые центры, магазины одежды, большинство ресторанов. Работают такси, но по большей части для перевозки продуктов и вещей. В продуктовых магазинах достаточно хороший ассортимент, есть все необходимое.

В марине все иначе. Все удобства в рабочем состоянии. А главное, потрясающая атмосфера, люди не чувствуют себя подавленными, напротив, все только и повторяют, что лучшая из изоляций – это изоляция на лодке. А недавно один из экипажей устроил концерт, исполнялись классические произведения на скрипке… 

В магазины мы больше не ходим. В Фейсбуке был создан «комьюнти» марины – Alcaidesa prisoners, где можно узнать новости, пообщаться, попросить совета, заказать доставку продуктов: оформляешь заказ, и через день продукты доставляются прямо к лодке. При этом ассортимент широчайший: свежие фрукты и овощи, выпечка, большой выбор мяса от курицы до баранины, алкоголь, сладости. Все доставленные продукты мы оставляем за пределами лодки на 12–18-часовой карантин, после чего тщательно все промываем.

Готовим мы сами, и наши кулинарные изыски способны удивить даже самых взыскательных гурманов. Но знаем, что в городе есть несколько ресторанов, которые осуществляют доставку готовой еды на лодку.

Понимая, как важно занять себя делом, провели мелкий ремонт лодки, так что сдавать ее будем в лучшем состоянии, чем брали.

Общаемся с друзьями и друзьями друзей, находящимися в других странах и маринах. От них нам известно, что многие порты Испании работают в штатном режиме, пускают лодки, но с ограничениями по передвижению экипажей по суше. 

Экипаж наш бодр духом и по-прежнему рвется навстречу приключениям. Но пока… Отслеживаем ситуацию, общаемся с чартерной компанией и властями Мальорки, дожидаясь подходящего момента, чтобы продолжить наш путь. 

И каждый день в 20:00 вся обитатели марины высыпают на палубы своих лодок и гудят в горны. Сигналят сухогрузы и суперъяхты. Это в честь врачей, которые сейчас находятся на передовой в борьбе с коронавирусом. А потом все аплодируют…

Опубликовано в Yacht Russia №5-6 (128), 2020 г.

Популярное
Мотылек с острова Дьявола
Он был преступником. Арестантом. Заключенным. И бежал снова и снова. Его ловили, а он опять бежал. Потому что... Жить, жить, жить! Каждый раз, находясь на грани отчаяния, Анри Шарьер повторял: «Пока есть жизнь, есть надежда».
Снежные паруса. Секреты зимнего виндсерфинга

Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...

Очень опасный кораблик
Что такое физалия, и почему ее надо бояться
Борода - краса и гордость моряка

Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.

Мурены: потенциально опасны
Предрассудки, связанные с ложными представлениями о муренах, стали причиной повсеместного истребления их в Средиземноморье. Но так ли уж они опасны?
Навигация на пальцах
Звездные ночи в море не только невероятно красивы – яхтсмены могут (и должны) использовать ночное небо для навигации. Чтобы точно знать свое положение, порой можно обойтись без компаса или секстанта
Мотосейлер. Нестареющая концепция

Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?

Мыс Горн. 400 лет испытаний

«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк

Блуждающие огни

Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.

Питер Блейк. Легенда на все времена

Питер Блейк… Он вошел в историю не только как талантливый яхтсмен, но и как признанный лидер, ставший «лицом» целой страны Новой Зеландии, показавший, что значит истинная забота и настоящая ответственность: на самом пике спортивной он оставил гонки и поднял парус во имя защиты Мирового океана – того океана, который он так сильно любил