Дэвид Ротшильд. Личный пример
В семье, как говорится, не без… И совершенно не обязательно, чтобы отпрыск был гулякой и ловеласом, транжирящим семейное состояние. Бывает и наоборот, и пример тому – Двид Майер де Ротшильд. Хотя многие считают его сумасбродом: подумать только, то отправится на Северный полюс, то в тропические леса и, наконец, на катамаране из пластиковых бутылок – через Тихий океан!
Дэвид Ротшильд, формально - миллионер Катамаран на плавуПрибытиеВ море

Текст Сергея Борисова

Свое начало эта история берет в 2005 году, когда Дэвид де Ротшильд, миллиардер, представитель знаменитой династии банкиров, выпускник Итона и Оксфорда, окончивший Лондонский колледж природной медицины, создал сайт Adventure Ecology.

Одним из проектов новой экологической организации, которую возглавил Дэвид, стала экспедиция на собачьих упряжках на Северный полюс, в ходе которой ее участникам предстояло воочию увидеть, какой влияние оказывает глобальное потепление на полярные льды. И они убедились: экспедицию Top of the World пришлось завершить раньше намеченного, потому что путь преграждали бесконечные полыньи, а лед оказался слишком тонок. Но авиация не подвела – людей и собак эвакуировали. Тем не менее Дэвид Ротшильд стал одним из 42 человек планеты, которые побывали на обоих полюсах Земли, ведь до этого он пересек Антарктиду.

Следующая экспедиция была в Эквадор – ее целью было привлечь внимание к выбросам токсичных отходов бурения нефтяных скважин в лесах Амазонки.

По возвращении в Лондон в руки Дэвида попал доклад Программы ООН по окружающей среде (UNEP) – о загрязнении морских вод и гигантском мусорном острове в районе Гавайских островов.

«Я решил больше узнать об этой проблеме, – говорит Дэвид, – и чем больше я узнавал, тем страшнее мне становилось. Я понял, что просто обязан предпринять что-то неординарное, чтобы об этом узнали все, а не только экологи и избегающие зону «мусорного бедствия» моряки. Тогда и возникла идея создания парусника из переработанного пластика. С одной стороны, подумал я, мы обратим внимание общественности на остроту проблемы, с другой – дадим неожиданный пример, как можно использовать отходы».

* * *

Дэвид назвал свое судно PlasTiki – с ударением на второй слог, тем самым выражая свое почтение Kon-Tiki, прославленному плоту Тура Хейердала. Но этим аналогии ограничиваются, поскольку в PlasTiki не было ничего от конструктивных находок древних мореходов. Более того, в ходе создания катамарана – это будет катамаран! – его создатели столкнулись с технологическими вызовами, которые потребовали от них нетривиальных решений.

Проектированием 60-футового катамарана занимались инженер Макл Поулин и яхтенный дизайнер Эндрю Довелл. Условия им были поставлены жесткие, и прежде всего – плавучесть судна должны обеспечивать двухлитровые пластиковые бутылки. Оказалось, однако, что ПЭТ-бутылки недостаточно прочны, чтобы противостоять силе океанских волн. Пришлось искать решение, и оно нашлось после множества экспериментов: бутылки заполнили сухим льдом, чтобы придать им твердость и в то же время сохранить их плавучесть. Чтобы удержать 12 с половиной тысяч бутылок в заданном положении, нужна была рама-каркас, ее тоже сделали из переработанного пластика, сами же бутылки соединили в блоки с помощью органического клея из сахарного тростника и орехов кешью. Затем встал вопрос о мачте – ее с успехом заменила алюминиевая ирригационная труба. Разумеется, ни о каком механическом двигателе и речи быть не могло. Единственным движителем стал парус, а необходимую энергию экипажу катамарана предстояло получать от солнечных панелей, двух ветрогенераторов и двух генераторов с велосипедным приводом, последние также должны были избавить людей от угроз гиподинамии, ведь в океане им предстояло провести несколько месяцев. Жить экипажу предстояло в рубке-шатре, собранному из пластиковых панелей, как складывают оригами из листа бумаги. Еще на борту был небольшой парник для выращивания овощей, но, как показали дальнейшие события, собранный урожай был слишком незначительным, чтобы удовлетворить потребности находящихся на борту людей, тем более что некоторые из них были вегетарианцами.

Создание такого экстравагантного судна весом в 9 т, как PlasTiki, не могло быть быстрым, на это Дэвид Ротшильд и не рассчитывал. Коснулось воды оно только в декабре 2009 года. Понятно, что журналистов, не обходивших вниманием процесс строительства катамарана, интересовал и финансовый вопрос. «Во сколько это вам обошлось», – допытывались они. На это идеолог проекта отвечал обтекаемо: мол, больше, чем он предполагал, но меньше, чем можно было ожидать. Из этого следовало, что PlasTiki, что называется, влетел ему в копеечку. С другой стороны, что для миллиардера такие траты? Тем более когда речь идет о защите океана. Цель, если она благородна, превыше всего!

* * *

В дальнее плавание группа единомышленников отправилась 20 марта 2010 года из сан-Франциско. Вместе с Дэвидом Ротшильдом на борту находились трое англичан, один американец и специальный гость – Олаф Хейердал, профессиональный дайвер и внук Тура Хейердала. Что характерно, капитаном PlasTiki был не Дэвид, а единственная женщина в команде Джо Ройял.

Первые недели стали для экипажа катамарана суровым испытанием. Штормило и к тому же было очень холодно. Особенно трудно приходилось руководителю экспедиции – Дэвид Ротшильд с детства был подвержен морской болезни. В свое время именно это определило его спортивные пристрастия – парусам он предпочел лошадей, и даже стал чемпионом Великобритании по конном многоборью. Но как бы ему ни было плохо, он не отказывался от несения вахт, проводя по многу часов у румпеля катамарана.

Потом путешественников стали донимать жара и безветрие. Ободряло лишь то, что расчеты создателей катамарана оказались верными – PlasTiki показывал себя надежным и послушным рулю судном.

На островах Рождества путешественники сделали остановку. Там же произошла частичная смена экипажа. Но передышка была недолгой, PlasTiki вновь вышел в море.

О том, как проходит плавание, Ротшильд и его экипаж регулярно отчитывались на сайте экспедиции, выкладывая фото- и видеоматериалы. Чтобы подогреть интерес к проекту, Ротшильд даже устроил специфическую акцию в Интернете, предложив его пользователям присылать… анекдоты про пиратов. Лучшие, по мнению экипажа PlasTiki, анекдоты он зачитывал перед камерой, причем показал себя очень неплохим актером, владеющим и голосом, и лицом. Настолько неплохим, что ему даже начали поступать предложения сняться в теле- и кинофильмах, и это были совсем не шутки.

Пройдя по краю Большого мусорного пятна, побывав на таких островах, как Киримати и Самоа, 26 июля 2010 года PlasTiki вошел в Сиднейскую бухту. Это был финиш. За кормой катамарана осталось 8000 миль.

* * *

Все время плавания экипаж вел научные наблюдения, в частности, брал образцы воды для определения ее состава. Результаты оказались неутешительны: загрязнение Тихого океана – это не футурологические измышления, а трагедия сегодняшнего дня. В принципе это было известно и ранее, но несомненная заслуга Дэвида Ротшильда в том, что своим именем он привлек внимание массмедиа к экспедиции PlasTiki, а значит, и к проблеме защиты природы.

Еще одним доказательством серьезности планов команды Adventure Ecology стала судьба катамарана PlasTiki. Это был символический жест – его пустили на переработку, и пластик судна Дэвида Ротшильда стал одеждой, обувью и тысячами новых бутылок для воды. И остается сожалеть, что среди них будут те, которые окажутся в океане и пополнят собой Большое тихоокеанское мусорное пятно.
 

Предшественники и последователи

Хиппи не сдаются

В августе 1998 года плот под названием Son of Town Hall покинул Нью-Йорк, взяв курс на Европу. Где именно финишировать, было не важно, главное – пересечь Атлантику. Разумеется, это была авантюра, и прежде всего потому, что плот был построен из мусора, собранного на улицах Манхэттена. Только на раму плота пришлось пустить стволы деревьев, однако и в этом будущие путешественники не слишком отдалились от своих принципов: бревна были выловлены из реки Гудзон. Подготовка к плаванию продолжалась несколько лет, прежде чем группа творчески продвинутых личностей во главе с художником и музыкантом Поппа Нейтрино решила, что они готовы к дальнему плаванию. Сначала они прошли вдоль побережья до штата Мэн, затем направились к Ньюфаундленду, а потом двинулись дальше…  Через две недели за кормой их плота было всего 200 миль, но наконец-то подул попутный ветер и началось настоящее трансатлантическое плавание. Они пережили несколько штормов и десяток истерик членов экипажа. И все же они добрались до Ирландии, где их встретили патрули и вертолеты, репортеры и фотограф, яхты и лодки. К ним относились как к героям, а вернее, как к пилигримам, принесшим людям добрую весть: смотрите, какое плавсредство можно сделать из обычного хлама, так, может, не нужно отправлять его на помойку, лучше пустить в дело?

Настоящий самурай

Японский яхтсмен Кеничи Хори в одиночку пересек Тихий океан под парусом в далеком 1962 году. С тех пор он не расставался с парусом, удивляя мир необычными путешествиями. В их числе «экологическое» плавание через Тихий океан в 1999 году на катамаране Malis Mermeid II, сделанном из…  Судно разработал знаменитый дизайнер Кеносуке Хайаши. Корпус был собран из 528 пивных бочонков (Хори шутил, что только 500 из них были пусты), сваренных в пять рядов. Две мачты были изготовлены из алюминия, полученного от переработки пивных банок; паруса – из пластика от ПЭТ-бутылок. Длина катамарана составила 32,8 фута, ширина – 17,4 фута. По словам яхтсмена, переход от Сан-Франциско до Японских островов не был особенно сложным, и все благодаря удачной конструкции его судна. После финиша Malis Mermeid II была выставлена для всеобщего обозрения ​​на пляже Окура-бич города Акаси.

Занятие для пенсионеров

85-летний британец Энтони Смит, бывший ведущий программы Tomorrow's World на BBC,  и его команда из трех человек в возрасте от 56 до 61 года пересекли Атлантический океан на плоту An-Tiki, собранном из 12-метровых пластиковых канализационных труб. Парус площадью 37 кв. м заставлял его двигаться со средней скоростью 4 узла. В море путешественники провели 66 дней, преодолев за это время 4596 км. Они стартовали на Канарских островах и финишировали на Антигуа. Целью экспедиции было привлечение внимания общественности к тому факту, что миллиард человек на планете сегодня живет без доступа к чистой воде, и собрать 50 тысяч фунтов на благотворительную программу WaterAid.

Оригинальный способ

Тринадцать недель продолжалось плавание плота Junk («барахло», «мусор») от Калифорнии до Гавайских островов. Его экипаж составляли два энтузиаста борьбы за чистоту океанов – доктор биологии Маркус Эриксен и его товарищ Джоэл Пашал. Свое судно они собрали из пластиковых бутылок – их потребовалось 15 тысяч. Каютой стал фюзеляж от самолета Cessna 310. «Бороться с загрязнением Тихого океана можно и таким способом», – заявил после финиша Маркус Эриксен.

Африканский вариант

Туризм – одна из основных отраслей Кении, а тонны отходов портили картину здешних пляжей. Обеспокоенные этим местные власти приняли суровый экологический закон, согласно которому, в частности, за выпуск, импорт и применение пластиковых пакетов предусмотрен штраф до сорока тысяч долларов и заключение в тюрьму на срок до четырех лет. Дипеш Пабари, туроператор и эколог, решил не оставаться в стороне и предложил Али Абдалы Сканды, лучшему мастеру с острова Ламу, построить лодку из мусора. Для ее изготовления потребовалось 10 т измельченных пластиковых отходов, отлитых и спрессованных для создания корпуса. Из дерева сделана лишь мачта. Эффекта ради судно покрыли пестрым одеялом из 30 000 собранных на пляжах шлепанцев. Название лодке дали соответствующее – Flipflopi. С момента спуска лодки на воду прошло уже несколько лет. Она используется не только для туристических прогулок, но и для серьезных экспедиций. «Речь никогда не шла просто о строительстве лодки из мусора, – говорит Дипеш Пабари. – Мы хотим показать, что если пластик настолько удивителен, что из него можно сделать мореходное судно, то глупо использовать его только один раз, логичнее переработать и вновь пустить в дело».

Опубликовано в журнале Yacht Russia №11 (124), 2019 г.

Популярное
Мотылек с острова Дьявола
Он был преступником. Арестантом. Заключенным. И бежал снова и снова. Его ловили, а он опять бежал. Потому что... Жить, жить, жить! Каждый раз, находясь на грани отчаяния, Анри Шарьер повторял: «Пока есть жизнь, есть надежда».
Очень опасный кораблик
Что такое физалия, и почему ее надо бояться
Снежные паруса. Секреты зимнего виндсерфинга

Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...

Борода - краса и гордость моряка

Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.

Мурены: потенциально опасны
Предрассудки, связанные с ложными представлениями о муренах, стали причиной повсеместного истребления их в Средиземноморье. Но так ли уж они опасны?
Навигация на пальцах
Звездные ночи в море не только невероятно красивы – яхтсмены могут (и должны) использовать ночное небо для навигации. Чтобы точно знать свое положение, порой можно обойтись без компаса или секстанта
Мотосейлер. Нестареющая концепция

Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?

Мыс Горн. 400 лет испытаний

«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк

Блуждающие огни

Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.

Питер Блейк. Легенда на все времена

Питер Блейк… Он вошел в историю не только как талантливый яхтсмен, но и как признанный лидер, ставший «лицом» целой страны Новой Зеландии, показавший, что значит истинная забота и настоящая ответственность: на самом пике спортивной он оставил гонки и поднял парус во имя защиты Мирового океана – того океана, который он так сильно любил