Этот непредсказуемый «Сидней-Хобарт»
Завтра, 26 декабря, ранним утром по московскому времени  в Сиднее стартует Rolex Sydney Hobart Yacht Race. На этот раз в знаменитой гонке выступит лишь одна яхта под российским флагом - SeaVentus Mahligai (Sydney 46).
Этот непредсказуемый «Сидней-Хобарт»

Организатором участия российской команды и ее капитаном является руководитель Клуба оффшорных гонок SeaVentus Александр Водоватов. Мы попросили его перед стартом ответить на несколько вопросов Yacht Russia. Но и представить не могли, что ответы, которые прислал Александр, окажутся столь развернутыми и интересными.

- Вы, насколько нам известно, уже в третий раз будете участвовать в Rolex Sydney Hobart Yacht Race.

- Не я один. Третий раз выходят на старт в Сиднее трое из двенадцати - кроме меня, это Владимир Чирков и Антон Титоренко. Еще один участник, Артём Газаров, - во второй раз.

Остальные члены экипажа тоже не раз принимали участие в 600-мильных гонках и серии Rolex, и других серий. У всех нас за плечами (хотя, уместнее будет сказать - за кормой) "Фастнеты" и "Миддл Си", гонки в Южно-Китайском море из Гонконга на Филиппины и из Гонконга во Вьетнам, "Ньюпорт - Бермуды" и "Карибиан-600", некоторые из нас пересекали Атлантику.

Так что экипаж подобрался довольно опытный. Так или иначе, все мы друг с другом были на разных гонках в разных комбинациях. Надеемся, что нам такое "боевое" знакомство будет только в помощь.

У каждого, конечно, свои мотивы, почему он подписался на Sydney Hobart Race. Но думаю, что для большинства из нас главный мотив - вызов самому себе. Тут собираются люди, которые не думают: "А смогу ли я?". Тут каждый думает: "Я смогу!" Это и есть основной мотив. Тут, если думать - "получится - не получится", лучше вообще не соваться. Должна быть полная уверенность в своих силах. Каждый понимает, что от его усилий, от его концентрации на всём пути гонки, от его сосредоточенности на результате зависит вся команда.

Ну и, конечно, привлекают красоты Австралии и Тасмании, ни на что не похожая природа. Привлекает невообразимая мощь океана. Привлекает общение с друзьями-единомышленниками, с которыми прошёл уже не один десяток тысяч миль по всему свету. И, наверное, привлекают адреналин на старте и в гонке. И эндорфин на финише. 

- Какова специфика Sydney Hobart? Что сделало ее столь престижной среди яхтсменов? Каковы сложности, стоящие перед экипажами? Что оказалось наиболее запоминающимся в ваших предыдущих гонках?

- У гонки "Сидней-Хобарт" своя особая специфика. Во-первых, это одна из старейших парусных 600-мильных гонок. За последние 73 года Rolex Sydney Hobart Yacht Race стала иконой летнего спорта не только Австралии, но одним из самых популярных и ожидаемых событий в парусном мире. Наверное, ни одна другая яхтенная гонка не является заветной мечтой стольких яхтсменов по всему миру. Эта гонка  - из разряда must do для тех, кто хочет приобрести незабываемый опыт экстремального яхтинга и получить заслуженное уважение коллег по парусу.

Во-вторых, эта гонка - одна из самых престижных среди яхтсменов всего мира. Дистанцию в 628 морских миль (которые и составляют путь из Сиднея в Хобарт)  часто справедливо называют самой изнурительной длинной океанской гонкой в мире и вызовом для всех, кто принимает в ней участие. Считают одной из самых опасных и непредсказуемых офшорных парусных гонок.

Именно непредсказуемость, опасность, и сложность, требующие постоянного напряжения на всей дистанции, - от стартовой линии у знаменитых сиднейского моста Harbor Bridge и оперного театра до самой финишной линии в Штормовой бухте Хобарта, - привлекают яхтсменов со всего мира. Для людей, увлечённых парусным спортом, - эта гонка как Эверест для альпинистов.

В Sydney Hobart Race, как и на Эвересте, одну из главных сложностей для экипажей представляет погода. Она может меняться почти мгновенно и непредсказуемо. Тёплые воды Восточно-Австралийского течения (самого большого океанического течения у австралийских берегов, достигающего максимальной скорости в 7 узлов), соприкасаясь с холодными воздушными массами, приходящими из Индийского или Южного океанов, создают почти идеальные условия для сильных ветров и неожиданных шквалов. А огромные открытые океанские пространства с мощными ветрами, в свою очередь, - идеальное место для образования совсем не маленьких волн.

Не зря оргкомитет гонки одним из важнейших пунктов безопасности считает обязательную регулярную радиосвязь. Каждый экипаж дважды в сутки должен докладывать по КВ-радио свои координаты на текущий момент. А с этого года добавилось требование обязательного третьего сеанса связи с командой безопасности через спутниковый телефон. Правило выхода на связь очень строгое: один пропуск сеанса - час штрафного времени, второй пропуск - штраф в виде 20% добавки ко времени, показанному лодкой на финише, третий пропуск - дисквалификация.

Вот и нам в предыдущих гонках запомнился ветер, который за десяток-полтора секунд запросто усиливается узлов на 20 от текущих значений. Вот, вроде бы, только что были вполне комфортные 15-20 узлов, а вот - не успел оглянуться, как уже и все 35! Не страшны сами 35 узлов, страшна скорость, с которой ветер нарастает. Не зря на тренировках перед стартом большинство команд десятками раз отрабатывают взятие рифов. Умение максимально быстро и грамотно брать рифы - одно из важнейших в этой гонке.

В 2014 году мы, даже изрядно потренировавшись перед гонкой, в момент прихода шквала замешкались на какие-то несколько секунд. Результат - поломанная и вылетевшая, как из катапульты, лата на гроте. И, конечно, запомнился "финишный рывок" в одной из предыдущих гонок. Когда, казалось, финиш уже виден - миль 30 до Хобарта - из-за береговых тасманских скал буквально выскочил мощный грозовой фронт и под 43-45-узловой ветер накрыл нас плотным градом, одновременно регулярно "угощая" порывами до 62 узлов.

Ветер был такой, что один из самолётов прессы упал в воду, не справившись с порывами! Правда, об истинной силе ветра мы узнали уже только на финишной линии от организаторов. Самим нам было некогда отвлекаться от управления лодкой.

- Как вы охарактеризовали бы отдельные отрезки предстоящей гонки? Какую погоду в этом году сулят метеорологи? Сколько команд заявилось?

- Дистанцию гонки можно разделить на три участка. Каждый - со своей спецификой.

Первый участок - от старта в Сиднее до Зелёного Мыса (Green Cape) - Юго-Восточной оконечности Австралии. Тут маршрут гонки проходит в основном в Восточно-Австралийском течении. И именно оно во многом определяет тактику экипажей. Каждый, руководствуясь своими знаниями и опытом, строит маршрут не только с учётом ветровой ситуации, но и ориентируясь на данные о скорости и направлении течения в многочисленных рукавах, меандрах и водоворотах. Не учтя что-то или просчитавшись, можно запросто оказаться во встречном потоке силой 2-3 узла. А это значит, что каждый час ты будешь отставать от более расчётливых соперников на 2-3 мили. И таких часов может оказаться несколько.

Второй участок - Бассов пролив. Пролив между материковой Австралией и островом Тасмания. Около 120 миль. Этот участок "славен" своей непредсказуемостью. Между горами в Австралии и на Тасмании, в эту узкую (по сравнению с океанскими просторами) 100-мильную трубу устремляется ветер из Индийского океана, сжимаясь и ускоряясь, в полном соответствии с законом Бернулли. Плюс к тому холодные воды Индийского океана тут встречаются с тёплыми Тихого, принесёнными Восточно-Австралийским течением.

Любой, кто хотя бы в школе изучал географию, поймёт, что именно в этом месте - Бассовом проливе - сочетаются почти все возможные условия для образования сильных штормов. Организаторы гонки и береговая охрана Австралии, которые изучали метеорологию и океанологию не только в рамках школьного курса географии, знают об этом лучше многих других. И именно поэтому сеанс КВ-связи с береговой охраной в районе Green Cape (точка "отрыва" от материка и выхода в пролив) для подтверждения, что на борту всё о’кей и команда продолжает гонку, является критически обязательным. Невыход на контрольную связь в этой точке - однозначная дисквалификация. Не зря организаторы "Сидней-Хобарта" утверждают, что почти все происшествия и серьёзные чрезвычайные ситуации, случившиеся за все предыдущие годы, имели место именно в Бассовом проливе.

Третий участок - вдоль Тасмании на финиш в Хобарте. Этот отрезок тоже может подготовить немало сюрпризов. Увидев Тасманию, начинаешь думать, что финиш уже совсем близко. В такой момент важно не потерять концентрацию и боевой настрой. Потому что Тасмания коварна своей погодой. Горы "прячут" за собой ветер, который может прийти совсем неожиданно. И при этом оказаться очень не слабым. Вместе с этим, на Юго-Восточном углу Тасмании, (как раз там, где Хобарт и финиш), встречаются три огромных и бурных океана: Тихий, Индийский и Южный. На многие и многие тысячи километров вокруг этого угла Тасмании - гигантское водное пространство, к тому же "подпираемое» с Юга Антарктидой. Вот уж есть где разгуляться ветру и волнам. И не зря англичане больше двух веков назад назвали Штормовой (Storm Bay) бухту, в которой построили Хобарт. Так что пока лодка не пересекла финишную линию, расслабляться нельзя!

Что касается текущего года... Пока мы тренируемся перед стартом, погода ведёт себя непредсказуемо: то солнце, то ливень, то затишье, то ветер 20-25 узлов. В пятницу (21 декабря) вечером на некоторые районы Сиднея обрушился совершенно не ожидаемый мощнейший град. Градины достигали размеров мячика для гольфа, и даже больше! Местные новости на утро следующего дня только и сообщали о полутора сотнях миллионов долларов ущерба, заявленного страховыми компаниями. Целые районы города остались без электричества, сотни машин были серьёзно повреждены. У нас на лодке градом разбило ветроуказатель на мачте. Пришлось менять.

Но на период самой гонки прогноз пока благоприятный. Нас ожидают разнообразные, но не штормовые условия. Правда, надо иметь в виду, что это только прогноз и это - "Сидней-Хобарт". Всё может ещё много раз поменяться. И все 85 допущенных к старту в этом году экипажей готовят разные варианты своей тактики на предстоящей гонке.

-  Вот вы прилетели в Сидней. Успели встретиться с кем-то из тех, с кем соревновались в предыдущие годы?

- Конечно, вся наша команда уже в сборе, как и подавляющее большинство участников. К этой гонке никто не относится, как к лёгкой прогулке, поэтому все команды проводят тренировки и заняты подготовкой лодок, всё ещё раз (и два, и три раза) инспектируя.

Безусловно, яхтсмены из Австралии - и особенно из Сиднея - составляют большинство среди участников. Почти все они не первый раз участвуют в Rolex Sydney Hobart Yacht Race. Владелец нашей лодки - Мюррей Оуэн (Murrey Owen) - стартует уже 13-й раз. Кстати, он, будучи новозеландцем, уже много лет живущим в Австралии, заявился в оргкомитете в качестве представителя России. Это очень точно характеризует его отношение к нам - идущим с ним уже третью гонку, и к россиянам вообще. Так что экипаж у нас действительно полностью российский. Впрочем, как и в предыдущие два раза. 

Естественно,  встречаем тут много знакомых. Но так как на большинстве лодок экипажи наёмные и люди меняются от гонки к гонке, знакомыми оказываются в основном местные яхтсмены и сами лодки.

В этом году в гонке должна была участвовать российская лодка Volvo-70 из знаменитого проекта Volvo Ocean Race 2008-09 - "Косатка". Правда, экипаж на неё подобрался из Польши. Но с ней произошла странная история: несмотря на начавшиеся тренировки этой команды, организаторы заявили, что лодка не будет допущена к соревнованиям, а теперь она стоит в порту оклеенная предупреждениями, что по решению федерального суда Австралии лодка арестована, и доступ на неё запрещён.

Как рассказывают местные сотрудники клуба, полиция на катерах, прямо во время тренировки в Сиднейской бухте, прибыла на лодку и потребовала её возвращения в порт. Экипаж, конечно, теперь в унынии и старается найти места в других командах. Очень странная и неприятная история...

- Много ли о предстоящей гонке пишут сиднейские газеты? Кого считают фаворитами?

- Пожалуй, ни одно другое ежегодное яхтенное мероприятие в мире не привлекает такого внимания австралийских СМИ, как старт в Сиднейской гавани. Rolex Sydney Hobart Yacht Race - один из столпов общественного интереса жителей страны наряду со скачками Melbourne Cup, открытым чемпионатом по теннису Australian Open, крикетом и Рождеством.

Все австралийские ведущие новостные каналы и печатные издания обязательно делают регулярные репортажи о приближающейся гонке. Показывают, передают по радио и печатают интервью с героями прошлых гонок и известными яхтсменами, собирающимися принять участие в этом году.

Мы, участвуя несколько лет назад в первый раз, тоже тогда впервые столкнулись с таким интересом СМИ к этому событию. Узнав, что в гонке будет принимать участие целая команда из России, местное телеканалы показали в прайм-тайм в спортивных новостях репортажи и интервью с нами. А когда, ближе к финишу, стало понятно, что мы идём на первый результат в своём дивизионе, ушлые австралийские радиокорреспонденты сумели дозвониться нам на лодку на спутниковый телефон владельца, чтобы взять у нас интервью прямо по ходу гонки. И только резко ухудшившаяся погода, как я уже говорил, послужила оправданием отказа от немедленного интервьюирования экипажа. Журналисты тут прекрасно понимают, как несладко временами приходится яхтсменам на этой гонке.
А, вот, что касается фаворитов... Конечно, есть большие суперскоростные лодки и очень хорошо подготовленные команды. Многие капитаны и члены экипажей участвовали в этой регате уже не один раз... Но тем, наверное, "Сидней-Хобарт" и привлекает яхтсменов, что славится своей непредсказуемостью и, в общем-то, равными условиями для всех. Неожиданно "выстрелить" может каждый.

P.S. Благодарим Александра Водоватова за столь подробный рассказ и желаем российской команде попутного ветра и успеха в Rolex Sydney Hobart!

P.P.S. Интервью с Водоватовым «Вторая попытка», посвященное выступлению его команды в «Сидней-Хобарт» двумя годами ранее, было опубликовано в журнале Yacht Russia №3 (94) за 2017 год.