Север с нами!
19 августа 2020 года в Петербург вернулась 23-метровая стальная яхта «Мария», завершившая полуторамесячный поход проекта «Большая арктическая регата» по маршруту Санкт-Петербург – Шлиссельбург – Лодейное Поле – Пиндуши - Беломорск – Архангельск – Мурманск – Териберка – Соловки – Беломорканал – Вознесенье – Санкт-Петербург. Целью похода БАР-2020 была подготовка проведения самой северной гонки парусных яхт и сбор сведений для развития индустрии отдыха на маломерных судах и прибрежных территорий Российской Арктики. Рассказывает инициатор проекта Станислав Корякин...
Север с нами!

Записал Артур Гроховский

В 2007 году я окончательно понял разницу между тем, как хождение под парусом организовано в Европе и как в России: у нас акцент делается на спортивные аспекты, там – на общение.

В 2016 году моя компания «Объемные коммуникации» проводила совместно с коллегами выставку «Импортозамещение в туризме», и я предложил организовать секцию по водной проблематике, поскольку до этого не было специализированной площадки, на которой системно обсуждалась бы тема индустрии отдыха на воде. В ходе работы секции возникло понимание, что ключевые сложности тут – в нормативных аспектах и общем подходе к развитию рек и других водоемов. Реки, как и любые другие водные объекты, не рассматриваются в качестве единого объекта управления, функции по развитию и управлению распределены между значительным количеством ведомств и структур.

Проблему удалось донести до вице-премьера Правительства РФ А.Г. Хлопонина, и поручением Правительства РФ от 13.07.2017 была создана рабочая группы при Минприроды России по эффективному использованию и развитию водных ресурсов и прибрежных территорий РФ.

Парадокс был очевиден: в России порядка миллиона километров рек и около 40 тысяч километров морского побережья, в каждом крупном городе несколько тысяч маломерных судов, есть отечественные верфи, потенциал отдыха на маломерном флоте (парусный лишь часть его) несомненен, при этом индустрия как таковая отсутствует. Во многом потому, что у этой отрасли нет мощного двигателя и символа, в отличие от дзюдо, тенниса, бадминтона, горных лыж... Вывод напрашивался: во-первых, нужно сформировать стратегию развития этого вида отдыха, а во-вторых, создать среду поддержки, которая поможет эту стратегию реализовать.

Чтобы это все заработало, требовалось большое и содержательное событие с «вау-эффектом». Тогда у меня и родилась идея Большой арктической регаты. Около двух лет я вел предварительную работу, и в 2019 году озвучил мой план на форуме «Сделано в Арктике» в Мурманске.

Так получилось, что с походами, например, Николая Литау и Даниила Гаврилова, я познакомился гораздо позднее, как и с ними самими. Да, они сделали и делают очень важное дело, но генезис нашей деятельности отличается. Коллеги знакомят с Арктикой тех, кто хочет туда отправиться, а для меня такое знакомство, скорее, производное от главной задачи – посредством такого рода мероприятий перезагрузить индустрию отдыха на воде, привлечь к проблеме внимание людей, которые принимают решения или влияют на их принятие, а к участию представителей корпоративного бизнеса, наших и иностранных туристов.

Мы не ставили перед собой задачу повторять чужие плавания и/или заниматься исторической реконструкцией. Базовой мыслью было локализовать мероприятие между Мурманском и Нарьян-Маром, так как акватория наиболее безопасна и комфортна в период с середины июля по середину августа. Главной же целью было изучить вопрос, возможно ли сейчас пройти по Северному морскому пути именно с целью отдыха.

За аналог я взял любительские регаты, которые проходят в Средиземном море, поскольку неспортивная часть формата тут является критически важной. Для непрофессионалов спорт должен быть элементом и формой, но не содержанием. Без него мероприятие что-то, конечно, потеряет, однако было принципиально важно, чтобы наша стала не только гонкой.

Распоряжением врио губернатора Мурманской области от 12.04.2019 № 57-РГ создан Оргкомитет БАР, в который включены организаторы регаты, представители Мурманской области, федеральных ведомств, в частности, директор департамента государственной политики и регулирования в области гидрометеорологии, изучения Арктики, Антарктики и Мирового океана Минприроды РФ, сотрудники Пограничного управления ФСБ по Западному арктическому району и другие.

Большая арктическая регата – это в первую очередь идеологический концепт. И ключевой вопрос тут – в балансе и синергии. Это гражданское использование Арктики и ее развитие в интересах людей, предпочитающих экологический отдых. Но это и деловое мероприятие, в ходе которого происходит общение между различными заинтересованными лицами. Исследовательская составляющая тоже имеет значение, но это особая деятельность, требующая знаний, опыта и специального оборудования. В этом плане БАР не претендует на то, чтобы заменить научно-исследовательские походы, здесь речь идет скорее о «научпопе», где людям предоставляется возможность испытать себя в качестве волонтеров, например, изучать распространение микропластика в тех местах, куда научные суда обычно не заходят. Так, в этом году мы тестировали подводный дрон, это было частью нашей исследовательской работы. В последующем планируем и другие мероприятия, но какие именно, для этого нужно понять, кто и как будет координировать нашу исследовательскую деятельность.

Вообще, исследовать Арктику можно бесконечно, как доказательство – в этом году одна из экспедиций открыла новые острова и проливы. Мы же изучали берег с целью найти бухты для укрытия в случае непогоды, определить возможности швартовки для килевых яхт, оценить якорные стоянки. Теперь мы гораздо лучше понимаем те ограничения, которые предъявляет Баренцево море. Например, на побережье Мурманской области достаточно хорошо защищенных бухт, но, чтобы прокладывать здесь туристические маршруты, нужно очень много сделать, а вот на побережье от Каниного Носа до Нарьян-Мара места укрытий для яхт с большой осадкой в дефиците. С другой стороны, карты тех мест достаточно точны, навигационная обстановка хорошая, только со связью иногда бывают проблемы, береговые службы не всегда хорошо слышны.

Общее же наше впечатление таково: состояние инфраструктуры и маломерного флота на севере России печально. Где-то причалы просто отсутствуют, где-то они разрушены. Какой-то парусный флот есть, но он не предлагает ни автономности, ни безопасности, ни должного уровня комфорта. Следовательно, одна из главных задач – сформировать надлежащий флот. И как показал наш поход, а также встречи с яхтсменами в разных местах, на такие суда и мероприятия спрос есть. Мне даже предлагали арендовать яхты в Норвегии, но для меня важно, чтобы в русской Арктике ходили лодки под российским флагом.

Маршрут похода 2021 год будет определен зимой с учетом ситуации с пандемией и календаря различных международных событий. Интерес к регате высок, через ее сайт уже поступило порядка 50 заявок. Даже в этом году было немало желающих присоединиться к нам под иностранными флагами, но вопрос их участия является пока открытым из-за бюрократических преград.

Безусловно, многое будет определяться бюджетом, который мы сможем привлечь на решение всего комплекса вопросов. Надеемся, что в силу в том числе и деловой его составляющей регата привлечет внимание корпораций, работающих на севере. Это нормально, если состав экипажей подчас будет определяться интересами спонсоров и тех компаний, которые будут поддерживать регату в дальнейшем. Это поможет реже оглядываться на финансовые. Пока же это приходится иметь в виду. Так, например, маломерный флот, который находится в реестре ГИМС, не должен платить портовые сборы. Тем не менее их с нас требовали в Нарьян-Маре (отчасти потому мы туда и не пошли) и пробовали взять в Архангельске. Но есть неизбежные расходы: провизия, топливо, связь… Или та же AIS, ведь согласно приказу ФСБ № 454 от 7 августа 2012 года для движения в темное время суток яхта должна быть оборудована средствами объективного контроля. Что характерно, сами пограничники с пониманием относятся к нашим трудностям, но они связаны нормативными положениями.Невзирая на все сложности, поход этого года мы смело относим к удачным. Теперь нам яснее виден объем задач, стоящих перед нами. Но они нас не пугают. Отступать мы не намерены, за нами Арктика!

Формально Северный морской путь начинается с Карских ворот. До этого места необходимости что-то согласовывать нет. Формальности большей частью связаны с погрануправлением в арктической зоне и порт-контролем. Это потребовало усилий, отняло определенный объем ресурсов, но и требования, и процедуры сейчас более понятны. Хотя для туристов эти меры явно чрезмерны. Для тех, кто идет в те места впервые, такое взаимодействие вызовет сложности, и, скорее всего, турист второй раз туда не пойдет и всем знакомым скажет, что не стоит. В этом вопросе кроется одно из препятствий на пути развития индустрии отдыха на воде в любой пограничной акватории. А у нас все моря пограничные…

Опубликовано в Yacht Russia №11-12 (131), 2020 г.

Популярное
Мотылек с острова Дьявола
Он был преступником. Арестантом. Заключенным. И бежал снова и снова. Его ловили, а он опять бежал. Потому что... Жить, жить, жить! Каждый раз, находясь на грани отчаяния, Анри Шарьер повторял: «Пока есть жизнь, есть надежда».
Снежные паруса. Секреты зимнего виндсерфинга

Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...

Очень опасный кораблик
Что такое физалия, и почему ее надо бояться
Борода - краса и гордость моряка

Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.

Мурены: потенциально опасны
Предрассудки, связанные с ложными представлениями о муренах, стали причиной повсеместного истребления их в Средиземноморье. Но так ли уж они опасны?
Навигация на пальцах
Звездные ночи в море не только невероятно красивы – яхтсмены могут (и должны) использовать ночное небо для навигации. Чтобы точно знать свое положение, порой можно обойтись без компаса или секстанта
Мотосейлер. Нестареющая концепция

Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?

Мыс Горн. 400 лет испытаний

«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк

Блуждающие огни

Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.

Питер Блейк. Легенда на все времена

Питер Блейк… Он вошел в историю не только как талантливый яхтсмен, но и как признанный лидер, ставший «лицом» целой страны Новой Зеландии, показавший, что значит истинная забота и настоящая ответственность: на самом пике спортивной он оставил гонки и поднял парус во имя защиты Мирового океана – того океана, который он так сильно любил